Новости

Институты власти РФ
Органы исполнительной власти

Органы законодательной власти

Органы судебной власти

Структура Государственной Думы РФ
Председатель Думы, заместители председателя

Совет Думы

Депутатские объединения и группы

Комитеты и комиссии

Центральная избирательная комиссия
Деятельность

Состав

Избирательные участки

Законодательство

Выборы 2007
Списки партий

Опросы населения

Опрос: за кого Вы будете голосовать на выборах в 2007 году

Парламентаризм: теория и практика


Обратите внимание:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Парламентаризм: теория и практика


Современное конституционное право придает огромное значение вопросам парламентаризма. Важность его как явления конституционной жизни не вызывает сомнений, хотя теория здесь в определенной степени отстает от практики. Парламентаризм - это многоликое, универсальное явление, имеющее особенные черты в различных государствах. На его формирование оказывают влияние многие факторы соотношение социальных сил в обществе, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы и т д. Проявления парламентаризма также различаются в зависимости от формы правления в государстве.

На современном этапе развития общества необходимо пересмотреть понятие "парламентаризм". Существует множество определений, в той или иной степени отражающих его сущность. Одни оценивают парламентаризм "как систему организации и функционирования верховной власти, характеризующуюся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента". Данное определение предполагает ведущее положение выборного законодательного органа в системе государственной власти и управления. Другие считают, что парламентаризм - "это система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим органам государственной власти" (формальное верховенство предполагает формирование парламентом правительства и ответственность правительства перед парламентом). Третьи утверждают, что парламентаризм - "это режим обязательной полной солидарности между правительством и органом или органами, которые признаются авторитетными выразителями народного мнения".
Мы определяем парламентаризм как уходящую корнями в средневековье форму представительства народа в виде избираемого собрания, которая обладает определенными правами и полномочиями при принятии решений в рамках конкретной системы власти или государственного строя. Современный парламент - общегосударственный представительный орган, одна из основных функций которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

В России с принятием в 1993 году новой Конституции сформировалась смешанная форма правления, которую можно охарактеризовать как сильную, даже жесткую президентуру; она специфична и своеобразна по своей сути. Для России более подходит концепция рационализированного парламентаризма. Она строится на определенном ограничении власти парламента и на усилении исполнительной власти. Также необходимо помнить, что Россия переживает процесс становления парламентаризма, сопровождающийся рядом проблем.

Конституцией определен порядок формирования Совета Федерации, в который входят по должности главы администраций и председатели законодательных собраний субъектов РФ. Практика показала, что им трудно совмещать свою основную деятельность в регионах с работой в Совете Федерации. Это негативно отражается на законодательном процессе. Я считаю, что в Совет Федерации необходимо проводить прямые всеобщие выборы по мажоритарной системе; каждый субъект Федерации должен иметь там, например, от 2 до 5 мест в зависимости от численности населения. Срок полномочий членов Совета Федерации можно установить 6 лет; одна треть состава каждые два года должна заменяться для обеспечения преемственности власти.

По моему, необходимо пересмотреть процентный барьер для партий при проведении выборов в Государственную думу по системе пропорционального представительства (в России таким образом формируется половина состава Думы). Списки партий, не набравших определенного минимума голосов (в Германии - 4%, в России - 5%), исключаются из распределения депутатских мандатов. Их голоса пропорционально делятся между партиями, которые преодолели установленный барьер. Последние выборы в Государственную думу показали, что партии, не набравшие 5% голосов, получили 49% голосов. Можно сделать вывод, что мнение 49% избирателей не было учтено в ходе выборов. Этим принижается значимость парламента как представительного органа всего населения страны. Не следует полностью отказываться от установления процентных барьеров - это позволяет сформировать более или менее стабильный состав парламента. Но нужно снизить данный барьер как минимум до 3%. Это чрезвычайно важно для России, в которой партийная система окончательно не сложилась. Подобная мера без сомнения положительно скажется на формировании парламентаризма в нашей стране.

Чрезвычайно актуален в России вопрос, как соотносятся полномочия исполнительной и законодательной властей. Например, подсчитано, что президентские полномочия в 4 раза превышают парламентские. По ныне действующей Конституции существует институт двойной ответственности Правительства - перед Президентом и перед парламентом. Само Правительство формируется Президентом, который с согласия Государственной думы назначает Председателя Правительства. Влияние Государственной думы на данную процедуру на этом и заканчивается. Если Дума трижды отклоняет представленные кандидатуры на пост главы Правительства, Президент РФ назначает премьер-министра, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент имеет право отправить в отставку действующее Правительство без согласования с Думой. Государственная дума тоже может принять решение об отставке Правительства; для этого большинство депутатов должно проголосовать за недоверие Правительству. После этого Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной думы. Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, глава государства объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу. Таким образом, если Государственная дума выражает вотум недоверия Правительству, то это грозит роспуском самой Думы. Парламент России не имеет права выражать недоверие отдельным министрам. Но Президент может отправить в отставку любого члена Правительства. Формируется кабинет министров Председателем Правительства. Из всего этого видно, что ответственность Правительства перед Президентом значительно выше, чем перед парламентом.

Россия переживает жесткий социальный и экономический кризис, для выхода из которого нужна большая концентрация власти в одних руках. Сильная президентская власть - условие стабильности общества. Но не нужно забывать, что концентрация власти в одних руках имеет тенденцию к авторитаризму, ставит целое общество в зависимость от конкретной личности.

Мне кажется, что уже сегодня наше общество нуждается в некотором перераспределении полномочий между различными ветвями власти. В частности, необходимо расширить полномочия Государственной думы, а именно закрепить в законодательно (в будущем Законе о Правительстве РФ) право Думы назначать Председателя Правительства, его заместителей, глав важнейших министерств. Также необходимо изъять из Конституции норму, предусматривающую возможность роспуска Государственной думы в случае выражения ею вотума недоверия Правительству. Данные меры позволили бы взаимно уравновесить исполнительную власть.

Дума также должна внести лепту в становление парламентаризма в нашей стране, поднять авторитет закона как акта, обладающего высшей юридической силой. Государственной думе не следует принимать законы, противоречащие Конституции РФ и другим федеральным законам, вмешиваться в компетенцию субъектов РФ. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы при разработке законопроектов учитывались мнения различных специалистов. Чувствуется нехватка юристов в составе как Государственной думы, так и Совета Федерации. Может быть, нашим законодателям стоит создать комиссию юристов, которая давала бы заключение о соответствии рассматриваемого законопроекта Конституции и другим федеральным законам.

В заключение хочется отметить, что в последние годы Россия сделала ряд шагов на пути становления парламентаризма. В 1993 году была принята Конституция. В ней определены контуры законодательного процесса, названы его участники, закреплены за ними различные полномочия, каждый участник наделен правом принимать определенные решения в указанные сроки. В этом должна проявляться стабильность политической системы.

Однако точку в рассматриваемом вопросе ставить пока рано. Стремление избежать двоевластия внутри "исполнительной власти" и наделение Президента правом определять основные направления внутренней и внешней политики (ч.3 ст.80 Конституции) не выглядит дальновидным шагом при построении правового государства. Забота об исключении в будущем опасной концентрации власти в чьих бы то ни было руках не вышла пока на первый план. Поэтому до сих пор остается вопрос - по какому пути пойдет Россия: по пути авторитаризма или по пути постепенного перехода к республике парламентско-президентского типа, где нет места ни "президентской автократии", ни "парламентской тирании".

А.И. Горылев (Научный руководитель д.ю.н., профессор М.А.Нагорная)



Для информации:


Министерство иностранных дел России считает "некорректными" и "бестактными" заявления старшего заместителя госсекретаря США Николаса Бернса о мониторинге выборов в Госдуму.
01.01.07
Председатель правительства РФ Виктор Зубков возглавил правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В пресс-службе правительства РФ сегодня, 1 ноября, соответствующее распоряжение накануне подписал премьер-министр.
01.01.07
Российская политическая партия "Единая Россия" и Коммунистическая партия Российской Федерации впервые проведут дебаты между партиями. Дебаты будут проводиться в центральном офисе "Интерфакса" в Москве 17 и 19 сентября.
01.01.07
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что считает предстоящие выборы в Государственную думу Российской Федерации знаковым событием в истории России. Свою позицию он подкрепил тем, что до революции пятой Госдумы не существовало
01.01.07
Может быть полезно:

 

Центральная избирательная комиссия России обнародовала данные о размерах и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидатам в ГД РФ от СПС на правах собственности
01.01.07
“Я поставил себе планку - минимум 60%, то есть если на выборы придет такое количество избирателей, значит, я и мои коллеги хорошо провели выборы, - заявил Председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров журналистам
01.01.07