Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов. Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т.е. специальными условиями.
Имеются общие цензовые требования, которые регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности. К ним относятся, например, возрастной ценз (установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется по достижении определенного возраста), ценз оседлости (избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени). С цензом оседлости нельзя смешивать ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и вообще не требует сам по себе этого проживания.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Деятельность центральной избирательной комиссии Российской Федерации включает:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования;
обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, иными федеральными законами.
Для информации:
Участковые избирательные органы обычно обеспечивают регистрацию избирателей либо корректируют ее, организуют голосование и определяют его итоги по избирательному участку. Окружные избирательные органы регистрируют выдвигаемых кандидатов, обеспечивают нормальный ход предвыборной кампании и определяют результаты выборов по избирательному округу. Территориальные избирательные органы при наличии окружных обобщают и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных избирательных органов выполняют также их функции. Выдвижение кандидатов. Это важная стадия избирательного процесса, поскольку именно на этой стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избраны должностные лица. Существуют такие способы выдвижения кандидатов: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями. Эти способы выдвижения кандидатов иногда сочетаются.
Во многих странах установлено, что выдвигаемый кандидат должен показать, что располагает определенной общественной поддержкой. Это необходимо, чтобы избежать появления множества чисто случайных кандидатов, которых никто не знает и которые никого, кроме себя, не представляют. При обилии кандидатов может случиться так, что для избрания окажется достаточно лишь нескольких процентов голосов. Например, если в одномандатном избирательном округе баллотируются более трех десятков кандидатов, то в среднем на каждого из них придется примерно по 3% голосов и, значит, набравший, допустим, 3,5% голосов может оказаться избранным.
Лицо, выполнившее необходимые условия, получает официальный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избирательным округом или с момента оглашения кандидатуры.
Избирательный процесс строится на основе ряда принципов избирательного права, соблюдение которых делает эти выборы действительным народным волеизъявлением.
К основным принципам избирательного права относятся следующие. Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.
Избирательное право имеет объективный и субъективный смысл. Избирательное право в объективном смысле — это конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Избирательное право в субъективном смысле — это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти.
Итак, долгожданные выборы в Государственную Думу РФ, прошедшие минувшим днем, 02.12.2007г. завершены.
В настоящее время обработано более 90 % избирательных протоколов. Уже сейчас выборы признаны состоявшимися.
Министерство иностранных дел России считает "некорректными" и "бестактными" заявления старшего заместителя госсекретаря США Николаса Бернса о мониторинге выборов в Госдуму.
Председатель правительства РФ Виктор Зубков возглавил правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В пресс-службе правительства РФ сегодня, 1 ноября, соответствующее распоряжение накануне подписал премьер-министр.
Российская политическая партия "Единая Россия" и Коммунистическая партия Российской Федерации впервые проведут дебаты между партиями. Дебаты будут проводиться в центральном офисе "Интерфакса" в Москве 17 и 19 сентября.
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что считает предстоящие выборы в Государственную думу Российской Федерации знаковым событием в истории России. Свою позицию он подкрепил тем, что до революции пятой Госдумы не существовало
Центральная избирательная комиссия России обнародовала данные о размерах и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидатам в ГД РФ от СПС на правах собственности